12.05.2009 | Служба новостей Росфирм

Российское судостроение попытается стать конкурентоспособным

Российское судостроение попытается стать конкурентоспособным

Российское судостроение попытается стать конкурентоспособным - на совещании по развитию судостроительной отрасли на Дальнем Востоке российский премьер Владимир Путин упрекнул судовладельцев, которые заказывают корабли на иностранных, а не на российских верфях.

«Считаю недопустимым размещение заказов на зарубежных верфях, если есть возможность строительства аналогичной морской техники в России, - заявил Владимир Путин на заседании. - Необходимо провести инвентаризацию и аудит предприятий, определить специализацию заводов в выпуске военной и гражданской техники, провести серьезную модернизацию производственной базы, а в перспективе - создать новые, построенные по последнему слову техники, верфей». Кроме того, по словам премьера, необходимо сформировать систему долгосрочных госзаказов на ремонт и модернизацию кораблей Тихоокеанского флота и пограничной службы и заняться восстановлением устойчивой работы судоремонтных заводов Дальнего Востока.

В результате совещания Минтранс России и Росрыболовство получили задачу организовать работу по размещению заказов крупнотоннажных судов, морской техники для проектов по добыче и транспортировке углеводородов на континентальном шельфе и судов рыболовецкого флота на российских предприятиях. На данный момент на Дальнем Востоке рассматривается два проекта современных судостроительных комплексов: «Это Советская гавань в Хабаровском крае и Большой камень в Приморском на базе завода «Звезда», - сообщил замминистра промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Пока же российские потребители отдают предпочтение судам иностранного производства даже в ущерб цене: «Некоторые компании, не будем показывать пальцем, размещают заказы на танкеры ледового класса, скажем, в Южной Корее, при более низкой стоимости аналогичных судов российского производства. Еще раз обращаю внимание отечественных потребителей: приоритет должен быть отдан нашим верфям», - заявил Владимир Путин.

Без запретительных мер убедить судовладельцев покупать только национальную продукцию, похоже, будет непросто. Даже когда российские корабли стоят дешевле импортных аналогов, отечественные реалии таковы, что компаниям порой оказывается выгоднее покупать иностранные суда, сказал Business FM директор института экономики РАН Руслан Гринберг: «У нас дешевле. Но ведь это может быть лукавством, потому что «в принципе дешевле» - это и про самолеты можно говорить, и про что хочешь. А когда доходит до дела, то выясняется, например, что у южнокорейцев можно взять в кредит, а здесь нужно полностью оплачивать, там выясняется недокомплект, там выясняется недопоставка. И все это, в конечном счете, приводит к тому, что потребителю лучше, конечно, предпочесть иностранные суда».

Кроме того, сказывается и «инертность» российских заказчиков. «Еще 3-5 лет назад из-за неблагоприятного таможенного режима, дорогих кредитов и т. д. продукция российского судостроения стоила на 20-30% дороже иностранных аналогов. Сейчас ситуация несколько выровнялась, но у заказчиков есть сложившиеся отношения с иностранными верфями, возможно, какие-то особые партнерские условия. Как результат - заказы уходят в ту же Корею», - описал ситуацию в отрасли эксперт УК «Финам» Константин Романов. Это не только российская проблема: корейские верфи, которые принадлежат крупнейшим конгломератам и пользуются государственной поддержкой, успешно уводят национальных заказчиков, например, в Германии, - отмечает Романов.

Спрос на продукцию российских судостроителей мог бы стимулировать еще один виток ослабления рубля, считает начальник отдела конверсионных операций Русского банка развития Игорь Шибанов: «Если во второй половине года мы увидим вторую волну девальвации, возможно, тогда частный капитал из-за дешевого рубля начнет размещать хотя бы какую-то часть заказов на отечественных верфях». Чиновники же, чтобы повысить конкурентоспособность российских кораблей, предлагают обнулить ввозные пошлины на судовое и технологическое оборудование для рыбопромыслового флота, которое не производится в России - с такой инициативой выступил на совещании глава Росрыболовства Андрей Крайний.

Пока российские компании закупают зарубежные корабли, сами иностранцы готовы инвестировать в российскую судостроительную отрасль. В частичности, в ближайшее время Россия и Сингапур могут подписать меморандум о сотрудничестве в судостроительной отрасли. Объем инвестиции сингапурской стороны в российское судостроение составит до 5 млрд долларов. «Прорабатывается вопрос с одним из лидеров сингапурского судостроения. Мы готовы подписать с ними договор о сотрудничестве в самое ближайшее время. Доля России в проекте - земля и инфраструктура», - сообщил глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Владимир Пахомов.

Однако эксперты дают осторожные оценки перспективам инвестирования в судостроительную отрасль. В числе основных плюсов - государственная поддержка, однако конъюнктура остается непростой. «В условиях замедления экономического роста перевозки грузов по всему миру снижаются, и транспортным компаниям нет необходимости осуществлять новые инвестиции в таких условиях. Кроме того, из-за снижения чистой прибыли транспортные компании лишаются одного из важнейшего источников финансирования своих капитальных затрат. Банки же не желают финансировать высокорискованные долгосрочные проекты, связанные с постройкой неликвидных товаров, к которым относятся суда, - рассуждает Константин Романов из «Финама». - В виду высоких рисков проектов ставка по кредитам для судостроительных компаний будет настолько высокой, что маржа не будет покрывать этих затрат».

Источник: BFM.Ru