29.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Ограничив ввоз в РФ японских автомобилей-"конструкторов", правительство спровоцировало спрос на них

Ограничив ввоз в РФ японских автомобилей-"конструкторов", правительство спровоцировало спрос на них Российское правительство решило на время резко сократить масштабы теневого бизнеса по ввозу в РФ японских автомобилей-"конструкторов", тем самым еще больше спровоцировав спрос на них.

Как известно, самые распространенные автомобили на Дальнем Востоке - это праворульные "японки". В силу того, что они не уступают европейским авто ни по надежности, ни по качеству, ни по дизайну, а по стоимости наоборот значительно ниже, они уже давно "захватили" автомобильный рынок региона.

Пару лет назад российские власти уже пытались умерить любовь дальневосточников к "японкам", значительно повысив пошлину на ввоз автомобилей старше семи лет, что для японской машины, как известно, не возраст. Тогда простые россияне еще раз подтвердили поговорку "голь на выдумку хитра". Дальневосточники придумали, как без труда обходить эту новую законодательную преграду.

Схема такова: в России покупаются документы на авто нужной марки и модели (например, у автовладельца, чья машина после аварии восстановлению уже не подлежит, а по документам она цела и невредима), затем в Японии приобретается желаемое авто. По пути домой на пароходе автомобиль разбирают по частям. На таможню эти части проходят в качестве запчастей, пошлина на которые невелика, а после таможенного контроля дальневосточные умельцы заново собирают машину. Благодаря схеме "разобрал-собрал" такие автомобили называют "конструкторами". Для многих жителей Дальнего Востока "конструктор" - единственная возможность обзавестись качественным и недорогим авто.

Ввозом автомобилей-"конструкторов" занимаются многие дальневосточные компании. Этот бизнес поставлен на "поток": есть фирмы, специализирующиеся на купле-продаже документов, есть фирмы, занимающиеся покупкой и перегоном машин из Японии в Россию, есть фирмы, собирающие потом "конструкторы" у нас.

Как сказал глава Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Игорь Власенко: "Практически каждая четвертая иномарка, ввезенная через таможни Дальнего Востока, попадает в Россию в разобранном виде". По данным ДВТУ, за девять месяцев 2008 года в РФ через таможни Дальнего Востока было ввезено около 340 тыс. легковых автомобилей. А автомобильных кузовов около 77,2 тыс., что больше прошлогоднего показателя на 20 тыс.

Сколько из этих 77,2 тыс. кузовов превратилось потом в полноценные автомобили известно только сотрудникам ГИБДД. Для сотрудничества с ними, кстати, тоже существуют специальные фирмы.

Иными словами, вся эта хорошо отлаженная схема по работе с "конструкторами" - отличный способ не платить налоги. Правда, существовать ей осталось недолго.

С 14 ноября 2008 года в России вступает в силу постановление правительства РФ N745 "О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств". В течение девяти месяцев с этой даты ставка ввозной таможенной пошлины на кузова легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки до десяти человек, включая грузопассажирские фургоны и гоночные автомобили, будет составлять 15% от таможенной стоимости, но не менее 5 тыс. евро за штуку.

Фактически это нововведение приравняет стоимость "конструкторов" к стоимости целых автомобилей.

"Введение таких пошлин сведет на нет ввоз в РФ иномарок по запчастям, которые потом собираются в целые автомобили и оформляются по документам старых машин... Ввоз так называемых "конструкторов" - это уход от платежей и обман государства, псевдозаконный обман, потому что за руку не поймали. Такого быть не должно", - сказал начальник ДВТУ Власенко.

Большинство дальневосточников отреагировало на это постановление негативно. На многих автомобильных интернет-форумах нововведение тотчас стало самой обсуждаемой темой. "У них там в Москве доходы совсем не такие, как у нас на Дальнем Востоке. А сколько рабочих мест будет потеряно! Все Приморье, пол-Хабаровска и остального Дальнего Востока сидят на купле-сборке-продаже "конструкторов", - возмущается один из форумчанин.

С ним согласен председатель движения "Общество защиты автомобилистов Приморского края" Дмитрий Пенязь. Как рассказал он Interfax-Russia.ru: "Это нововведение ударило по нашим предпринимателям. Это цепочка, которую сейчас с легкой руки разрушили". По словам Пенязя, в этой индустрии работало много дальневосточников, которые теперь лишатся заработка.

Посетитель еще одного форума в интернете сетует: "Все бы ничего... если бы отечественные авто были нормальные. Все правильно - нельзя ввозить хлам из других стран, но что делать, когда наши ТАЗы хуже "японок"? Лучше бы отечественный автопром развивали, чем в очередной раз перекрывать поток подержанного хлама из-за рубежа, который как это не смешно, наголову круче новой русской машины".

Кстати, частично правительство приняло такое постановление именно для поддержания отечественного автопрома. "Цель такого решения (принятие нового постановления - ИФ) - поддержка отечественного производителя", - подтвердил на днях первый заместитель начальника Сахалинской таможни Евгений Рябцев.

Однако на Дальнем Востоке не таким способом надо поддерживать отечественного производителя. Как отметил Рябцев, если западная часть России завозит машины из Европы, а также покупает их на заводах, которые находятся в европейской части РФ, то доставка на Дальний Восток таких машин обходится очень дорого и не по карману многим дальневосточникам.

А "японки" не только доступны жителям Дальнего Востока, но и более привычны. "В этой связи мы ожидаем наплыва желающих ввезти кузова до 14 ноября. Наши коллеги на контрольно-пропускных пунктах в морских портах в Корсакове и Холмске будут работать в эти дни в очень напряженном режиме", - сказал сотрудник Сахалинской таможни, добавив, что "возможно, нам придется работать в выходные и даже в праздничные дни".

Тем временем, транспортная прокуратура Приморья тоже предложила администрациям портов заранее подготовиться к возможным последствиям. Дело в том, что постоянные зоны таможенного контроля и склады временного хранения, расположенные на территории Владивостока и специально предназначенные для временного хранения автотранспорта и запчастей, уже сейчас загружены примерно на 70%. В случае каких-либо осложнений и проблем с размещением на складах, представители транспортной прокуратуры просили незамедлительно обращаться к ним.

Кстати, от нововведения пострадают не только те, кто не успеет обзавестись до 14 ноября новеньким авто, но и те, кому после 14 ноября понадобиться новый кузов для старой машины. Как жалуется еще один интернет-пользователь, он теперь попадает под этот закон "за компанию", хотя везет новый кузов для себя, а не на продажу.

"Нарушения эти нужно было устранять не путем запрета, а путем наведения порядка в органах ГИБДД, потому что все безобразия происходили именно там, и именно сотрудники ГАИ получали незаконно основные деньги, гораздо больше, чем государство", - сказал председатель движения "Общество защиты автомобилистов Приморского края". По его словам, за оформление "конструктора" в органах ГИБДД, помимо положенных ставок, автомобилисты вынуждены были доплачивать от одной до трех тысяч долларов непосредственно сотрудникам ГАИ.

"Я не буду критиковать это постановление, потому что оно имеет место быть, но его надо было вводить лет десять назад, когда это не было так развито. А когда уже чиновники своим попустительством разрешили это делать, а потом в одночасье запретили. Это надо было делать поэтапно, потому что сейчас это нововведение вызвало ажиотаж среди желающих приобрести недорогое авто", - сообщил Пенязь.

В общем, правительство в этот раз, вероятно, пошло по пути наименьшего сопротивления. В настоящее время запретить доступные качественные иномарки проще, чем в условиях мирового финансового кризиса поэтапно развивать отечественное автомобилестроение.

Источник: "Интерфакс"